МАСТЕР - КЛАСС Решение юридических задач как средство развития правовой компетенции учащихся
Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих общественное и личностное значение в различных сферах деятельности. Цель обучения, на мой взгляд, состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей познавательной деятельности. Главными задачами ставлю воспитание и развитие личности. Основное средство решения этих задач - развитие познавательной активности учащихся. Ставя перед собой задачу, соответствовать требованиям современного образования, применяю различные модели урока и методы активного обучения, также диагностику. В течение двух лет обучения совместно с педагогом-психологом провожу в классах средней школы диагностику для выявления учебной мотивации по истории и обществознанию. Цель диагностики - определить, насколько учащиеся выпускных классов практически ориентированы на преподаваемые мной предметы. Это позволяет выявить учащихся, мотивация которых основана на профессиональной ориентации, следовательно, на осознанной необходимости в будущем сдавать экзамен по предмету. Интерес к изучаемому курсу, как мотивация к учению, позволяет судить об уровне гражданственности, нравственности и патриотизма выпускников. Позитивная динамика качества образования является показателем роста уровня мотивации к обучению.
На основе анкетирования обучающихся в выпускных классах (10А – 24 чел. в 2005-2006 учебный год, 11А – 23 чел. 2006-2007 учебный год) по вопросу «Какое значение имеет для вас изучение истории и обществознания?» ( варианты ответа): а) является основой в получении будущей профессии; б) знания изучаемого курса пригодятся мне в жизни; в) мне интересны история и обществознание; г) мне интересно общение с любимым учителем ; д) посещаю урок, потому что нужно по учебному плану имеем следующий результат, который показывает небольшое, но повышение мотивации к преподаваемым курсам.
Образовательные технологии Специфика преподаваемого предмета в известных исторических условиях 90-х годов определяла изначально ситуацию поиска наиболее эффективных методик. В своей педагогической практике внедряю гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие индивидуальных и личностных особенностей обучающихся. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью»,- говорил Л.Н.Толстой. Анализируя свою педагогическую деятельность, хочу отметить, что главной задачей в своей методической работе ставлю развитие активных методов преподавания, суть которых заключается в степени заинтересованности обучающихся, в их включенности в процесс образования. В традиционный урок обязательно вношу элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Использую разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, дискуссии и рассказы на заданную тему, сочинения-рассуждения, игры. Немалую роль в повышении познавательной активности играют так называемые нетрадиционные формы уроков, которые помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям обучающихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуации приобретают все большее значение в нашей жизни. Обучающиеся должны осознавать себя как субъект образовательного процесса, что способствует развитию личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбираю в соответствии с критериями проблемности, альтернативности. В моей практике урок - деловая игра, урок - учебная дискуссия; урок-исследование, урок поиск, урок- презентация. Выстраивая урок, вовлекаю детей в совместную работу по целеполаганию, планированию, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. На сегодняшний день в своей практике использую проблемно – развивающие технологии обучения, основанные на постановке проблемных вопросов, создании проблемных ситуаций, вопросно-ответном взаимодействии с учащимися. Проблемно-развивающие технологии обучения позволяют формировать критическое мышление учащихся, умения и навыки активного речевого общения. В качестве механизмов проблемно-развивающего обучения выступают поисковые методы, постановка познавательных задач, вовлечение обучающихся в различные виды деятельности. Это технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология учебной дискуссии, технология учебной деловой игры.
Применяемая мною технология саморазвивающего обучения в курсе обществознания в 6-7 классах (урок-презентация класса, урок-презентация хобби, сочинения - рассуждения «Письмо другу» (темы: «Малая Родина», « Вредные привычки»), развивает способности учащихся к самоанализу своей деятельности, своих достижений. В области правового обучения, где есть своя специфика, выработалась система методов, позволяющая решать основные задачи не просто правового образования, но и воспитания граждан. В своей педагогической работе учитываю следующие особенности обучающего процесса: 1. Для организации творческих уроков по праву следует обеспечить основательную подготовку школьников в виде комплекса базовых знаний, которые могут стать своеобразным фундаментом для развития творчества детей. 2. Сложный по характеру юридический материал нельзя изучать, на мой взгляд, поисковым методом. Он требует объяснительно-иллюстративного подхода (объяснения учителя, лекции). Проблемный метод в этом случае будет выступать как прием. 3. При выборе методов обучения учитываю потенциальные возможности учеников, уровень их подготовки. Анализируя свой опыт в преподавании права, могу отметить, что доминирование одних методов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности правового обучения. Необходимо оптимально сочетать на практике традиционные, репродуктивно - воспроизводящие методы и инновационные, проблемно-творческие методы. Диалоговая методика при изложении нового правового материала. Она хороша тем, что, во-первых,обучающиеся отвечают на задаваемые учителем вопросы даже без предварительной подготовки, поскольку они основаны на здравом смысле; во-вторых, вопросы довольно жизненны и не носят слишком абстрактного характера; в-третьих, позволяют использовать связь с другими предметами, например, с историей. Методика внеконтекстных операций с базовыми юридическими понятиями. Она полезна и при диагностировании степени усвоения содержания материала, является и средством развивающего обучения. У детей развивается абстрактно-логическое мышление, так как работа с понятиями позволяет проследить причинно-следственные связи правовых ситуаций, которые не поддаются чувственному наглядному познанию.
Некоторые уроки и мероприятия с использование ИКТ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Распространение педагогического опыта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||