Сайт Кутыревой Татьяны Алексеевны


Вернуться на школьный сайт

Методическая копилка 

   

МАСТЕР - КЛАСС

Решение юридических задач как средство развития правовой компетенции учащихся

 

Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих общественное и личностное значение в различных сферах деятельности. Цель обучения, на мой взгляд, состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей познавательной деятельности. Главными задачами ставлю воспитание и развитие личности. Основное  средство решения этих задач - развитие познавательной активности учащихся. Ставя перед собой задачу, соответствовать требованиям современного образования, применяю различные модели урока и методы активного обучения, также диагностику. В течение двух лет обучения совместно с педагогом-психологом провожу в классах средней школы диагностику для выявления учебной мотивации по  истории и обществознанию. Цель диагностики - определить, насколько учащиеся выпускных классов практически ориентированы на преподаваемые мной предметы. Это позволяет выявить учащихся, мотивация которых основана на профессиональной ориентации, следовательно, на осознанной необходимости в будущем сдавать экзамен по предмету. Интерес к изучаемому курсу, как мотивация к учению, позволяет судить об уровне гражданственности, нравственности и патриотизма выпускников.  Позитивная динамика качества образования является показателем роста уровня мотивации к обучению.

 

На основе анкетирования обучающихся  в выпускных классах (10А – 24  чел. в 2005-2006 учебный год, 11А – 23   чел. 2006-2007 учебный год) по вопросу «Какое  значение имеет для  вас изучение истории и обществознания?»

 ( варианты ответа):

а) является основой в получении будущей профессии;

б) знания изучаемого курса пригодятся мне в жизни;

в) мне интересны история и обществознание;

г) мне интересно общение с любимым учителем ;

д) посещаю урок, потому что нужно по учебному плану

имеем следующий результат, который

показывает  небольшое, но повышение мотивации к преподаваемым курсам.

 

 

Образовательные технологии

Специфика преподаваемого предмета в известных исторических условиях 90-х годов определяла изначально ситуацию поиска наиболее эффективных методик. В своей педагогической практике внедряю гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие индивидуальных и личностных особенностей обучающихся. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью»,- говорил Л.Н.Толстой.  Анализируя свою педагогическую деятельность, хочу отметить, что главной задачей в своей методической работе ставлю развитие активных методов преподавания, суть которых заключается в степени заинтересованности обучающихся, в их включенности в процесс образования. В традиционный урок обязательно вношу элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Использую разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, дискуссии и рассказы на заданную тему, сочинения-рассуждения, игры. Немалую роль в повышении познавательной активности играют так называемые нетрадиционные формы уроков, которые помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям обучающихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуации приобретают все большее значение в нашей жизни. Обучающиеся должны осознавать себя как субъект образовательного процесса,  что способствует развитию личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбираю в соответствии с критериями проблемности, альтернативности. В моей практике урок - деловая игра, урок - учебная дискуссия; урок-исследование, урок поиск, урок- презентация. Выстраивая урок, вовлекаю детей в совместную работу по целеполаганию, планированию, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. На сегодняшний день в своей практике использую проблемно – развивающие  технологии обучения, основанные на постановке проблемных вопросов, создании проблемных ситуаций, вопросно-ответном взаимодействии с учащимися. Проблемно-развивающие технологии обучения позволяют формировать критическое мышление учащихся, умения и навыки активного речевого общения. В качестве механизмов проблемно-развивающего обучения выступают поисковые методы, постановка познавательных задач, вовлечение обучающихся в различные виды деятельности. Это технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология учебной дискуссии, технология учебной деловой  игры.

 

 

Образовательные технологии

Предмет

История

Обществознание

Основы правовых знаний

Технология проблемного обучения

7-11класс

6-11 класс

8-9 класс

Технология проектного обучения

 

7-11 класс

 

Технология учебной дискуссии

7-11 класс

6-11 класс

8-9 класс

Технология учебной деловой игры

11 класс

10-11 класс

9 класс

Технология саморазвивающего обучения

 

6-7 класс

 

 

Применяемая мною технология саморазвивающего обучения в курсе обществознания в 6-7 классах (урок-презентация класса, урок-презентация хобби, сочинения - рассуждения «Письмо другу» (темы: «Малая Родина», « Вредные привычки»), развивает способности учащихся к самоанализу своей деятельности, своих достижений. В области правового обучения, где есть своя специфика, выработалась  система методов, позволяющая  решать основные задачи не просто правового образования, но и воспитания граждан. В  своей педагогической работе учитываю следующие особенности обучающего процесса: 

1. Для организации творческих уроков по праву следует обеспечить основательную подготовку школьников в виде комплекса базовых знаний, которые могут стать своеобразным фундаментом для развития творчества детей.

2. Сложный по характеру юридический материал нельзя изучать, на мой взгляд, поисковым методом. Он требует объяснительно-иллюстративного подхода (объяснения учителя, лекции). Проблемный метод в этом случае будет выступать как прием.

3. При выборе методов обучения учитываю потенциальные возможности учеников, уровень их подготовки.

Анализируя свой опыт в преподавании права, могу отметить, что доминирование одних методов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности правового обучения. Необходимо оптимально сочетать на практике традиционные, репродуктивно - воспроизводящие методы и инновационные, проблемно-творческие методы.

Диалоговая методика при изложении нового правового материала. Она хороша тем, что, во-первых,обучающиеся отвечают на задаваемые учителем вопросы даже без предварительной подготовки, поскольку они основаны на здравом смысле; во-вторых, вопросы довольно жизненны и не носят слишком абстрактного характера; в-третьих, позволяют использовать связь с другими предметами, например, с историей. Методика внеконтекстных операций с базовыми юридическими понятиями. Она полезна и при диагностировании степени усвоения содержания материала, является и средством развивающего обучения. У детей развивается абстрактно-логическое мышление, так как работа с понятиями  позволяет проследить причинно-следственные связи правовых ситуаций, которые не поддаются чувственному наглядному познанию.

 

Некоторые уроки и мероприятия с использование ИКТ

 

Класс

Предмет, мероприятие

Тема

Форма использования ИКТ

6 класс

Классный час

«Чувашия вчера, сегодня, завтра»

Республиканский мультимедиацентр,2000,2002.

Образовательная коллекция, 

Электрон.опт.диск CD-ROM. «Россия на рубеже третьего тысячелетия», Раздел  «Россия 2000».

7 класс

Внеклассное мероприятие

«Листая страницы истории Отечества»

Республиканский мультимедиацентр,2000,2002.

Образовательная коллекция, 

Электрон.опт.диск CD-ROM «Россия на рубеже третьего тысячелетия», Разделы  «Россия 2000», «Наука, культура, искусство»

9 класс

Урок по основам правовых знаний

«Правовое государство»

1.Мультимедиа презентации

2.Электронные тесты для учащихся

11 класс

Интегрированный

урок истории и информатики

 в 11 классе

 

«История сражений в диаграммах»

1.«Коминфо» 1997-2002

Электрон.опт.диск CD- ROM «Энциклопедия истории России 862-1917»

2.Республиканский мультимедиацентр Минобразования России , 2000, 2002. Электрон.опт.диск  CD- ROM Познавательная коллекция «От Кремля до Рейхстага»

3. Электронные тесты по истории, составленные учащимися в качестве домашнего задания

4. Использование программы  Microsoft Excel для составления диаграмм

7

класс

Участие с проектом  в научно-практической конференции «EXELSIOR»

Проект «Имен очарованье»

1. Слайдовая презентация, составленная обучающимися

 

 

 

                                                          

11

класс

Участие с исследовательской работой в научно-практической конференции «EXELSIOR»

Исследовательская работа «Социализация личности в процессе учебной деятельности»

1. Слайдовая презентация, составленная обучающейся

 

 

 

 

7класс

Организация самостоятельной работы обучающихся 7А класса на компьютере.

1. Создание своих папок творческих работ

2. Оформление своих портфолио

 

 

 

 


На главную
 

Публикации

Методическая

копилка

Распространение педагогического опыта

 

 
Hosted by uCoz