Сайт Кутыревой Татьяны Алексеевны


Вернуться на школьный сайт

Публикации

 

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ШКОЛЬНОМ АСПЕКТЕ

Журнал "Народная школа"  №3, 2003 год

Мы живем в удивительной стране, стране бесконечного эксперимен­та, который часто проходит по принципу «до основанья мы разрушим, а затем». А затем начинаем заново строить. В последнее десятилетие была потеряна иде­ологическая основа государства. Совершен­но очевидно, что российская школа пере­живает сейчас трудный этап.

Этап этот закономерный и неизбежный, вызванный крушением прежних нравственных идеалов, поисками истины в отече­ственной истории. Былые герои развенчаны, антигерои подняты на щит. Идеологический плюрализм привел к тому, что мы в зна­чительной степени утратили свою историю. Общество утратило «любовь к родному пе­пелищу, любовь к отеческим гробам». Рос­сия превратилась в страну с непредсказуемым прошлым, а потому и с непредсказу­емым будущим.

По словам Н.М.Карамзина «история в некотором смысле есть священная книга народов; главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; завет предков к потомству» А что мы имеем на сегодня? По­коление, со сложившимся не всегда уважительным отношением к истории своей стра­ны, критически относящееся к ценностям старшего поколения. А ведь Россия всегда отличалась от других стран преемственнос­тью традиций, непреходящих общечелове­ческих ценностей в воспитании своих детей и внуков. Сегодня педагогическая проблема воспитания стремительно превращается в общенациональную трагедию. И решить за­дачу воспитания практически невозможно, не решив проблему исторической памяти.

На первый взгляд, эта проблема реша­ется на уроках истории. Однако это дале­ко не так. В начале 90-х годов учителям истории приходилось сталкиваться в старших классах с откровенным нежеланием учить и знать историю своего государства. Причиной тому стал тот обвал истори­ческой информации, который не столько открывал белые пятна истории, сколь пре­вращал их в черные. Кроме того, для оп­ределенной части детей даже то, что происходило в России 30-50 лет назад, так же далеко, как события времен Петра Ве­ликого или Пушкина. Поэтому данная проблема требует детального теоретиче­ского рассмотрения и практического ре­шения.

Отсутствие определенной системы в процессе воспитания на ценностных ори­ентирах старших поколений толкнуло наш педагогический коллектив на разработку и апробацию системного подхода в процессе исторического воспитания. Была создана творческая инициативная группа по подго­товке проекта. Было решено ввести препо­давание пропедевтического курса «Мой го­род», организовать краеведческий кружок, открыть музей школы. К реализации проек­та привлекли учащихся 3-11 классов (по же­ланию), администрацию и учителей шко­лы, родителей и работников городской ад­министрации, интересующихся данной проблемой. Все участники были распределены по целевым группам.

Чтобы избежать нежелательных резуль­татов и предупредить возможные риски (отсутствие необходимой поддержки со сторо­ны родителей, администрации школы, дол­жного интереса со стороны учащихся), со­здали систему мониторинга, включающую его инструментарий (листы наблюдения, ан­кеты и т.п.), механизм слежения за каче­ством учебно-воспитательного процесса по обществоведческим дисциплинам. Если в ре­зультате апробации система не даст ожидае­мого результата, то будет новая система с учетом выявленных недочетов. Проект рас­считан на два года, заключительный этап — декабрь 2003 года. Весь пакет документом раз­работан. К реализации проекта, кроме меня, привлечены учитель истории Н.В.Ладонина, учителя Т.В.Полякова (начальные классы), Л.Р.Кочеткова (русский язык и литература), зам. директора по воспитательной работе В.Н.Покровская и социальный педагог Г.В.Ималетдинова как координаторы.

На подготовительном этапе было про­ведено анкетирование учащихся За класса по следующим вопросам:

Как вы понимаете, что такое Родина?

Как вы думаете, что значит любить Родину?

Как вы понимаете, что такое история?

 

 

1.Анкетирование показало, что дети умеют объяснить эти понятия и связывают по­нятие «Родина» с тем, что им близко и по­нятно. Оно подтвердило, что мы имеем все возможности для выполнения нашего про­екта.

2. Как вы думаете, что значит любить Родину?

Ответы учащихся на данный вопрос по­казали, что любовь к Родине для них начинается с малого — с любви к своим близ­ким, дому, улицам родного города: любви к матери, к семье, своим корням. Корни человека в истории и традициях семьи, сво­его народа, в прошлом родного края. По­степенно расширяясь, любовь к малой Ро­дине переходит в любовь к своей стране, к ее истории, а затем ко всему человеческо­му. Тогда и появляется интерес и уважение к собственной истории


Основной этап. Проблема исторической памяти уже решается в начальном звене школы. Т.В.Полякова ведет пропедевтичес­кий курс «Мой город», который изучается во втором полугодии 4 класса в объеме 17 часов. Тематика уроков представлена ниже, из которой видно, с какими понятиями дети знакомятся:

Одним из направлений проекта являет­ся тесное сотрудничество с семьей, ибо в семье должна решаться проблема истори­ческой памяти. На деле во многих семьях знания о собственном происхождении об­рываются уже на третьем поколении. Вот и получается, что учитель истории, пожалуй, единственный человек, кто может связать эту разомкнувшуюся цепь. В работе с роди­телями используются семейные архивы, изу­чение семейных династий, своей родослов­ной и составление генеалогического древа. К примеру, потомки Иванова Димы, уче­ника 10 класса нашей школы, благодарны ему за то, что он восстановил генеалоги­ческое древо своей семьи до четвертого ко­лена. Эта работа была им выполнена еще в пятом классе. Тогда в родословной вместо некоторых имен стояли вопросы. За пять лет Дима смог восстановить имена неизвестных ему родственников. Родословная теперь хра­нится в их семейном альбоме. Разумеется, в моем семейном альбоме тоже есть родос­ловная. Я тоже пытаюсь решить проблему исторической памяти в своей семье. Состав­лять ее начала еще будучи студенткой.

2003 год в Чувашии объявлен годом се­мьи. Основная цель этой акции — подгото­вить условия для укрепления связи поколе­ний и передачи нравственных ценностей, выработанных человечеством. Совместная работа, праздники детей с родителями, бабушками и дедушками дают возможность воспитывать чувство гордости, ответственности друг за друга, уважения к старшему поколению. Таким образом, закладывается основа для формирования ценностных ори­ентиров у подрастающего поколения. Внеклассная работа в данном направлении спо­собствует сближению семьи и школы, созданию единого педагогического простран­ства, складыванию единых педагогических требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 сентября 2002 школа отмечала свой 70-летний юбилей. К этой дате был открыт музей школ, где сосредоточен богатый ис­торический материал. Под школьным музе­ем мы понимаем не просто музейные экс­позиции, а многообразные формы деятель­ности школьников, включающие поиск и сбор материалов, экскурсии, встречи с вы­пускниками школы, старыми учителями, запись их воспоминаний. Вот здесь и восста­навливается ниточка, связь поколений. В на­шем музее собраны воспоминания выпуск­ников разных лет. От первых выпускников — Кирель Клары Андреевны — до самых последних. Эта связь с выпускниками не пре­рывается.

Разработана тематика музейных уроков. Урок в музее — это вариант, позволяющий преодолеть проблему разорванности науч­ных знаний и жизни. Неординарность обстановки, музейная среда помогают решать не только учебные задачи, но в большей степени воспитательные. Краеведческий кру­жок в настоящее время систематизирует материал о выпускниках школы времен Ве­ликой Отечественной войны, оформляет экспозицию об известных шумерлинских се­мьях (Францевых, Обориных, Бакулиных, Карповых, Клочковых и др.).

Показателем положительного действия проекта является активное участие школь­ников в различных конкурсах. Наши учащи­еся заняли второе место в республиканс­ком конкурсе экскурсоводов, третье место — на конкурсе рефератов на патриотичес­кую тему, Анкетный опрос в 11 классе, про­веденный в апреле, показал, насколько рас­ширился круг вопросов, волнующих их: об­раз жизни современной молодежи, эконо­мика страны и родного города, международ­ные конфликты и пути их разрешения, соб­ственное здоровье и здоровье родных, не­желание быть бедным и многое другое.

 


На главную
 

Публикации

Методическая

копилка

Распространение педагогического опыта

 
Hosted by uCoz