|
|
Публикации
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ШКОЛЬНОМ АСПЕКТЕ Журнал "Народная школа" №3, 2003 год Мы живем в удивительной стране, стране бесконечного эксперимента, который часто проходит по принципу «до основанья мы разрушим, а затем». А затем начинаем заново строить. В последнее десятилетие была потеряна идеологическая основа государства. Совершенно очевидно, что российская школа переживает сейчас трудный этап. Этап этот закономерный и неизбежный, вызванный крушением прежних нравственных идеалов, поисками истины в отечественной истории. Былые герои развенчаны, антигерои подняты на щит. Идеологический плюрализм привел к тому, что мы в значительной степени утратили свою историю. Общество утратило «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Россия превратилась в страну с непредсказуемым прошлым, а потому и с непредсказуемым будущим. По словам Н.М.Карамзина «история в некотором смысле есть священная книга народов; главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; завет предков к потомству» А что мы имеем на сегодня? Поколение, со сложившимся не всегда уважительным отношением к истории своей страны, критически относящееся к ценностям старшего поколения. А ведь Россия всегда отличалась от других стран преемственностью традиций, непреходящих общечеловеческих ценностей в воспитании своих детей и внуков. Сегодня педагогическая проблема воспитания стремительно превращается в общенациональную трагедию. И решить задачу воспитания практически невозможно, не решив проблему исторической памяти. На первый взгляд, эта проблема решается на уроках истории. Однако это далеко не так. В начале 90-х годов учителям истории приходилось сталкиваться в старших классах с откровенным нежеланием учить и знать историю своего государства. Причиной тому стал тот обвал исторической информации, который не столько открывал белые пятна истории, сколь превращал их в черные. Кроме того, для определенной части детей даже то, что происходило в России 30-50 лет назад, так же далеко, как события времен Петра Великого или Пушкина. Поэтому данная проблема требует детального теоретического рассмотрения и практического решения. Отсутствие определенной системы в процессе воспитания на ценностных ориентирах старших поколений толкнуло наш педагогический коллектив на разработку и апробацию системного подхода в процессе исторического воспитания. Была создана творческая инициативная группа по подготовке проекта. Было решено ввести преподавание пропедевтического курса «Мой город», организовать краеведческий кружок, открыть музей школы. К реализации проекта привлекли учащихся 3-11 классов (по желанию), администрацию и учителей школы, родителей и работников городской администрации, интересующихся данной проблемой. Все участники были распределены по целевым группам. Чтобы избежать нежелательных результатов и предупредить возможные риски (отсутствие необходимой поддержки со стороны родителей, администрации школы, должного интереса со стороны учащихся), создали систему мониторинга, включающую его инструментарий (листы наблюдения, анкеты и т.п.), механизм слежения за качеством учебно-воспитательного процесса по обществоведческим дисциплинам. Если в результате апробации система не даст ожидаемого результата, то будет новая система с учетом выявленных недочетов. Проект рассчитан на два года, заключительный этап — декабрь 2003 года. Весь пакет документом разработан. К реализации проекта, кроме меня, привлечены учитель истории Н.В.Ладонина, учителя Т.В.Полякова (начальные классы), Л.Р.Кочеткова (русский язык и литература), зам. директора по воспитательной работе В.Н.Покровская и социальный педагог Г.В.Ималетдинова как координаторы. На подготовительном этапе было проведено анкетирование учащихся За класса по следующим вопросам: Как вы понимаете, что такое Родина? Как вы думаете, что значит любить Родину? Как вы понимаете, что такое история?
1.Анкетирование показало, что дети умеют объяснить эти понятия и связывают понятие «Родина» с тем, что им близко и понятно. Оно подтвердило, что мы имеем все возможности для выполнения нашего проекта. 2. Как вы думаете, что значит любить Родину? Ответы учащихся на данный вопрос показали, что любовь к Родине для них начинается с малого — с любви к своим близким, дому, улицам родного города: любви к матери, к семье, своим корням. Корни человека в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом родного края. Постепенно расширяясь, любовь к малой Родине переходит в любовь к своей стране, к ее истории, а затем ко всему человеческому. Тогда и появляется интерес и уважение к собственной истории
Основной этап. Проблема исторической памяти уже решается в начальном звене школы. Т.В.Полякова ведет пропедевтический курс «Мой город», который изучается во втором полугодии 4 класса в объеме 17 часов. Тематика уроков представлена ниже, из которой видно, с какими понятиями дети знакомятся: Одним из направлений проекта является тесное сотрудничество с семьей, ибо в семье должна решаться проблема исторической памяти. На деле во многих семьях знания о собственном происхождении обрываются уже на третьем поколении. Вот и получается, что учитель истории, пожалуй, единственный человек, кто может связать эту разомкнувшуюся цепь. В работе с родителями используются семейные архивы, изучение семейных династий, своей родословной и составление генеалогического древа. К примеру, потомки Иванова Димы, ученика 10 класса нашей школы, благодарны ему за то, что он восстановил генеалогическое древо своей семьи до четвертого колена. Эта работа была им выполнена еще в пятом классе. Тогда в родословной вместо некоторых имен стояли вопросы. За пять лет Дима смог восстановить имена неизвестных ему родственников. Родословная теперь хранится в их семейном альбоме. Разумеется, в моем семейном альбоме тоже есть родословная. Я тоже пытаюсь решить проблему исторической памяти в своей семье. Составлять ее начала еще будучи студенткой. 2003 год в Чувашии объявлен годом семьи. Основная цель этой акции — подготовить условия для укрепления связи поколений и передачи нравственных ценностей, выработанных человечеством. Совместная работа, праздники детей с родителями, бабушками и дедушками дают возможность воспитывать чувство гордости, ответственности друг за друга, уважения к старшему поколению. Таким образом, закладывается основа для формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения. Внеклассная работа в данном направлении способствует сближению семьи и школы, созданию единого педагогического пространства, складыванию единых педагогических требований.
1 сентября 2002 школа отмечала свой 70-летний юбилей. К этой дате был открыт музей школ, где сосредоточен богатый исторический материал. Под школьным музеем мы понимаем не просто музейные экспозиции, а многообразные формы деятельности школьников, включающие поиск и сбор материалов, экскурсии, встречи с выпускниками школы, старыми учителями, запись их воспоминаний. Вот здесь и восстанавливается ниточка, связь поколений. В нашем музее собраны воспоминания выпускников разных лет. От первых выпускников — Кирель Клары Андреевны — до самых последних. Эта связь с выпускниками не прерывается. Разработана тематика музейных уроков. Урок в музее — это вариант, позволяющий преодолеть проблему разорванности научных знаний и жизни. Неординарность обстановки, музейная среда помогают решать не только учебные задачи, но в большей степени воспитательные. Краеведческий кружок в настоящее время систематизирует материал о выпускниках школы времен Великой Отечественной войны, оформляет экспозицию об известных шумерлинских семьях (Францевых, Обориных, Бакулиных, Карповых, Клочковых и др.). Показателем положительного действия проекта является активное участие школьников в различных конкурсах. Наши учащиеся заняли второе место в республиканском конкурсе экскурсоводов, третье место — на конкурсе рефератов на патриотическую тему, Анкетный опрос в 11 классе, проведенный в апреле, показал, насколько расширился круг вопросов, волнующих их: образ жизни современной молодежи, экономика страны и родного города, международные конфликты и пути их разрешения, собственное здоровье и здоровье родных, нежелание быть бедным и многое другое.
|
|
|
|
Распространение педагогического опыта
|
|